Вопрос-ответ

Как обжаловать решение заочной МСЭ ?

Заявление по обжалованию можно отправить в месячный срок через Портал Госуслуг (если вы там зарегистрированы) или в письменном виде по почте на адрес Главного бюро МСЭ. Бланк заявления и почтовый адрес есть на сайте http://mse29.ru. Главное бюро МСЭ освидетельствования по обжалованию в настоящее время также проводит только заочно.

В течение какого времени должна пройти заочная МСЭ и как узнать результаты?

Сроки проведения МСЭ жёстко регламентированы положениями действующего законодательства и при первичном освидетельствовании (а так же в других случаях, требующих оформления в поликлинике направления :утяжеление группы, коррекция ИПРА) даже в условиях карантина не могут превышать 30 календарных дней, считая с даты регистрации в бюро МСЭ вашей формы 088/у

В случае автоматического продления инвалидности (без направления) документы оформляются не позднее , чем за 3 рабочих дня до истечения ранее установленного срока инвалидности ( и не ранее, чем за 2 недели )

Не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения документы-результаты должны быть оправлены гражданину заказным почтовым отправлением.

Чтобы граждане меньше волновались о результатах своего освидетельствования, сотрудники МСЭ сообщают по телефону о завершении освидетельствования и отправке документов по почте (т.к. наша почта не всегда работает оперативно).

Нужно ли оформлять направление на МСЭ в поликлинике в случае первичного освидетельствования ( «усиления» группы, коррекции индивидуальной программы реабилитации) ? И надо ли в этом случае подходить в регистратуру бюро МСЭ заполнять направление и согласие на освидетельствование?

Для первичного освидетельствования, изменения (утяжеления) группы инвалидности, внесения новых ТСР и изменения ИПРА ТРЕБУЕТСЯ ОФОРМЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА МСЭ В ПОЛИКЛИНИКЕ (форма 088у). Подходить в бюро МСЭ лично не надо! Сотрудники МСЭ уточнят паспортные данные, регистрацию и согласие по телефону! Освидетельствование будет проведено ЗАОЧНО на основании предоставленной медицинской документации.

В случае, когда гражданин претендует на «усиление» группы , специалисты МСЭ воспользуется имеющимися в амбулаторной карте выписками и данными обследования, из которых видно, что состояние здоровья ухудшилось, оценят нуждаемость в новых технических средствах реабилитации.

Продлевается ли действие индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) и возможно ли продолжать получать необходимые лекарства и средства реабилитации в эти полгода? Нужно ли что-то делать для продления пенсии, льгот?

Да, продлевается. Ничего делать не надо. Все сведения о продлении инвалидности будут отправлены из ФБ МСЭ в ПФР РФ и ФСС РФ в течение 3 дней со дня принятия решения МСЭ.

ИПРА — неотъемлемая часть статуса инвалида. Все средства реабилитации (в первую очередь это касается средств ежедневного употребления (абсорбирующие материалы, средства гигиены и прочее) должны предоставляться в полном объеме. Если пациент не отказался от соцпакета в виде льготного лекарственного обеспечения, то он сможет и дальше получать льготные лекарственные средства бесплатно по рецепту врача.(в условиях пандемии выписываются сразу на несколько месяцев).

Как получить новую справку об инвалидности и ИПРА при автоматическом продлении срока действия справки или при проведении комиссии МСЭ заочно?

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) направляются гражданину заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Если врач в поликлинике отказывается оформлять инвалидность, объясняя это тем, что только ограниченные группы людей могут получить инвалидность в условиях эпидемии , такое возможно ?

Медицинские организации проинформированы о сохранении порядка проведения ПЕРВИЧНЫХ освидетельствований. Запретить или ограничить направление на освидетельствование служба МСЭ не вправе, это решение остаётся за медицинской организацией.

В случае несогласия с отказом в направлении на МСЭ , возможно самостоятельное обращение гражданина со справкой об отказе в направлении на МСЭ, процедура остаётся прежней, разница лишь в том, что освидетельствование проводится в заочной форме. Гражданину необходимо отправить:
1) справку об отказе,
2) cогласие гражданина на проведение МСЭ ,
3) заявление с указанием контактных данных, подчеркнуть в заявлении цель обращения: установление инвалидности, разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (в данной ситуации согласие и заявление нужно)
в г.Архангельске по адресу : 163071 г.Архангельск, ул. Тимме 17/1.(если другой город, то по адресу нахождения бюро в данном городе).
Бланки заявления и согласия есть на сайте http://mse29.ru. Желательно заполнение бланков согласия и заявления в поликлинике, или самостоятельно (распечатать и заполнить) для исключения личного посещения бюро МСЭ.
Далее специалисты МСЭ делают запрос в медицинскую организацию с просьбой предоставления имеющихся медицинских документов в электронном виде или почтовым отправлением, решение принимается на основании Классификации и критериев ЗАОЧНО. ВСЕ ДОКУМЕНТЫ по результатам экспертизы будут направлены заказным почтовым отправлением.

Как быть в ситуации первичного освидетельствования в случае, если еще не все документы собраны?

К сожалению, если еще не все медицинские документы собраны, то с получением статуса инвалида придется подождать. Во многих регионах плановые посещения врачей, плановые госпитализации отложены. Но если все документы готовы, то поликлиника напрямую передаёт их в МСЭ. Врачи-эксперты работают и, согласно постановлению правительства, обязаны провести заочное освидетельствование на основании полученных из медицинского учреждения документов. Но Вы можете воспользоваться своим правом пройти освидетельствование без направления на МСЭ по справке об отказе, выдаваемой медицинской организацией.

Что делать, если направление на повторное освидетельствование МСЭ начали оформлять, а теперь в поликлинике отказываются продолжить оформление направления?

Вам в этом случае ничего делать не надо. Согласно Временному порядку инвалидность будет продлена автоматически на 6 месяцев ( скопируются все данные из предыдущей МСЭ, в том числе решения, заключения и реабилитационные мероприятия) тем гражданам, у которых срок очередного переосвидетельствования наступает в период с 1 марта по 1 октября 2020 г. включительно.

Если направление на повторное освидетельствование МСЭ данной категории граждан всё же оформлено, экспертиза проводится заочно на основании новых медицинских документов в штатном режиме с вынесением соответствующего решения ( изменение группы, вне группы, продление на 1 , 2 года или же бессрочно).

Как устанавливается группа, если в период с 1 марта по 1 октября 2020 года ребенку-инвалиду исполняется 18 лет?

Если в период действия Временного порядка ребенок-инвалид достигает возраста 18 лет, и направление на медико-социальную экспертизу отсутствует, ему на срок 6 месяцев будет установлена I, II или III группа инвалидности в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы о степени выраженности стойких нарушений функций организма, сведения о которых указаны в протоколе медико-социальной экспертизы гражданина при его последнем освидетельствовании. Например, если при последнем освидетельствовании ребенка, когда категория «ребенок-инвалид» была установлена ему до 18 лет, максимально выраженное нарушение функций организма в протоколе медико-социальной экспертизы указано как умеренное, на 6 месяцев будет установлена III группа инвалидности (причина инвалидности «инвалидность с детства»); если максимально выраженное нарушение функций организма в протоколе медико-социальной экспертизы указано как выраженное — на 6 месяцев будет установлена II группа инвалидности; если максимально выраженное нарушение функций организма в протоколе медико-социальной экспертизы указано как значительно выраженное — на 6 месяцев будет установлена I группа инвалидности.

Какой срок действия моей справки по временному порядку, если на имеющейся справке указано, что она действительна до мая/июня/…/сентября/октября 2020 года?

Временным порядком предусматривается автоматическое продление ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок инвалид») на 6 месяцев с даты окончания действия справки (скопируются все данные из предыдущей МСЭ, в том числе решения, заключения и реабилитационные мероприятия ) тем гражданам, у которых срок очередного переосвидетельствования наступает в период с 1 марта по 1 октября 2020 г. включительно.

Вопрос определения нуждаемости в санаторно-курортном лечении и внесении соответствующей рекомендации в ИПРА.

Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определен приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256.

В соответствии с положениями вышеуказанного документа, медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия (далее — ВК) медицинской организации по месту жительства.

Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.

В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает ВК лечебно-
профилактического учреждения.

ВК медицинской организации по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанное™ санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Учитывая вышеизложенное, рекомендации о нуждаемости в санаторно-курортном лечении вносятся в ИПРА в соответствии с рекомендациями врачей медицинской организации, направившей гражданина на медико-социальную экспертизу.

Указание в ИПРА инвалида необходимости предоставления опоры для стояния с функцией разведения ног.

В настоящее время, при определении нуждаемости в TCP, специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяют в ИПРА рекомендации по обеспечению
TCP в формулировках, представленных в Перечне показаний и противопоказаний, т.е. «Опора для стояния для детей-инвалидов» позиция 6-09-01. Детализация данного TCP положениями документа не предусмотрена.

Создание возможности для индивидуальной детализации ИПРА. Необходимость оснащения TCP дополнительными функциями, исходя из индивидуальных особенностей инвалида.

В настоящее время специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний.

В Примечании в Перечню показаний и противопоказаний предусмотрена детализация кресел-колясок, определена возможность определения их технических характеристик и
конструктивных особенностей.

Кроме того, ряд технических средств реабилитации представлен в документе несколькими видами (наименованиями): например: представлены несколько видов кресел-стульев с санитарным оснащением, корсетов, головодержателей, тростей, костылей, средств по уходу за стомой. Также, в Перечне показаний и противопоказаний появились формулировки видов технических средств реабилитации, которые предназначены исключительно для инвалидов, вследствие имеющей патологии и степени ее выраженности, которые нуждаются в дополнительной фиксации (поддержкой) головы и тела: ходунки, кресла-коляски, кресло-стул с санитарным оснащением.

По итогам встречи с представителями ВОРДИ. Федеральное бюро направило в Минтруд предложения о рассмотрении возможности внесения изменений и дополнений в Перечень
показаний и противопоказаний в части детализации опоры для стояния для детей-инвалидов и градации определения суточного количества абсорбирующего белья, подгузников в зависимости от возраста ребенка-инвалида.

Необходимость разработки нормативных правовых актов использования рекомендации лечащего профильного специалиста при МСЭ.

Необходимости в разработке дополнительных нормативных правовых актов по данному вопросу, в настоящее время, нет, гак как существует достаточное количество документов,
положения которых определяют возможность использования рекомендаций врачей — специалистов в данной области.

В соответствии си. 15 Правил признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее — Правила признания лица инвалидом), гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией (далее Направление) указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень
нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Форма направления утверждена в Приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2018 г. № 578н/606н.

В Направлении в пп.34-36 профильные/лечащие врачи определяют рекомендации по медицинской реабилитации, реконструктивной хирургии, протезировании и ортезировании, санаторно-курортному лечению.

В соответствии с п. 6 Порядка разработки и реализации ИПРА, разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам Кроме того, как было указано выше, при разработке ИПРА принимаются во внимание заключения врачей-специалистов в данной области при определении нуждаемости в протезировании, ортезировании, определении нуждаемости в тифло-и сурдосредствах, нуждаемости в специальных средствах при нарушении выделения, абсорбирующем белье, подгузниках и т.д. Также, в соответствии с п. 27(1) Правил признания лица инвалидом гражданин (его законный
или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Предложение регистрации выданных в МСЭ знаков «Инвалид» в федеральном реестре инвалидов. Передача и контроль данных.

В соответствии с 17. Порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования (далее — Знак), утвержденного приказом Минтруда России от
04.07.2018 № 443н, сведения о выдаче Знака, дубликата Знака и признании недействительным утраченного (испорченного) Знака подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» в установленном порядке, в соответствии с Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений».

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании
утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» который вступает в силу 1 июля 2020 года предполагается более удобный способ внесения информации о наличии инвалидности в общий реестр, информацию об инвалидности, «оформленной» на автомобиль, можно будет подтвердить из федерального реестра инвалидов.

Таким образом, людям с ограниченными возможностями больше не нужно будет подтверждать свой статус инвалидности бумажными справками.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида, будут размещаться в федеральном реестре инвалидов на основании
заявления, поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд РФ, через портал госуслуг или через МФЦ.

Вопрос необходимости внесения изменений в перечень диагнозов для предоставления скидки по ОСАГО, т.е. необходимости расширения медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время специалисты федеральных государственных бюджетных учреждений медико-социальной экспертизы при определении медицинских показаний для
приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности руководствуются действующими в настоящее время Перечнем медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 11 августа 1970 года, и Перечнем медицинских показаний на получение инвалидами отечественной войны и инвалидами советской армии автомобилей «Запорожец» с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 1 июля 1969 года.

По мнению Федерального бюро, возможным и оправданным расширение медицинских показаний для детей-инвалидов с параличами и парезами нижних и верхних конечностей
центрального происхождения в различных сочетаниях (например, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы и др.), значительно затрудняющие передвижением расстройством аутистического спектра с выраженными и значительно выраженными нарушениями психических функций организма, которые обуславливают у ребенка-инвалида 2 или 3 степень ограничения способности контролировать свое поведение соответственно, тем самым создавая препятствия (трудности, барьеры) при передвижении в общественном транспорте.
Позиция Федерального бюро по данному вопросу была направлена письмом в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Создание комиссии для определения индивидуального перечня TCP с учетом индивидуальных особенностей получателя.

Установление медицинских показаний и противопоказаний для определения нуждаемости инвалида (ребенка-инвалида) в обеспечении TCP осуществляется на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, с учетом индивидуальных особенностей гражданина по результатам проведенной медико-социальной экспертизы при признании гражданина инвалидом (ребенком-инвалидом) с последующей разработкой ИПРА инвалида.

При разработке ИПРА с определением нуждаемости в TCP специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (специалисты с высшим, в том числе, медицинским образованием, имеющим соответствующую специальную подготовку) учитывают результаты экспертно-реабилитационной диагностики, заключения профильных врачей — специалистов медицинской организации, которые осуществляют динамическое наблюдение за ребенком-инвалидом. Также, при необходимости, в сложных случаях, составляется программа дополнительного обследования для уточнения степени выраженности нарушенных функций организма у ребенка-инвалида, с целью индивидуального подбора TCP.

Учитывая вышеизложенное, считаем создание комиссии для определения индивидуального перечня TCP, в настоящее время, нецелесообразным.

Определение нуждаемости в условиях организации обучения инвалидам старше 18 лет.

Условия организации обучения инвалидам старше 18 лет с соответствующим внесением данной рекомендации в ИПРА инвалида определяется по результатам проведенной медико-
социальной экспертизы, в том числе, с учетом заключения психолого-медико-педагогических заключений (далее — ПМПК) с рекомендации по обучению, педагогической характеристики с места учебы. Также, принимаются во внимание рекомендации по условиям организации обучения, указанных в ранее разработанных ИПРА при условии отсутствия в изменении состояния здоровья гражданина на момент проведения медико-социальной экспертизы.

Рекомендации медико-социальной экспертизы о сопровождаемом трудоустройстве.

В целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ в Закон
Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) внесен ряд норм, вступивших в силу с 1 января 2019 года, предусматривающих осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.

В ответ на запрос специалистов органов службы занятости, содержащий, в том числе, сведения об условиях труда в предлагаемой инвалиду вакансии, в рамках положений Порядка
обмена сведениями (межведомственного взаимодействия), специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, предоставляется рекомендация федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

О необходимости внесения в ИПРА инвалида старше 18 лет рекомендаций по профессиональной, трудовой культурной, спортивной адаптации.

При разработке ИПРА специалисты медико-социальной экспертизы должны определить весь необходимый перечень реабилитационных (абилитационных) мероприятий, в которых нуждается инвалид на момент проведения медико-социальной экспертизы, в рамках содержания формы ИПРА, определенной в настоящее время Приложением № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее — Порядок разработки и реализации ИПРА). В соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и реализации
ИПРА, в случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах
реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребшок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Ортопед не захотел вписать в заключение рекомендации по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее — TCP), а мама считает, что ребенку нужно.

Нуждаемость в технических средствах реабилитации, относящиеся к ортопедическим изделиям, определяют специалисты государственных федеральных учреждений медико-
социальной экспертизы с учетом рекомендации специалиста в данной области — ортопед, с целью исключения случаев противопоказанности данного TCP ввиду характера инвалидизирующей патологии и степени ее выраженности.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, в том числе и по порядку обеспечения TCP.

О нуждаемости в ортопедической обуви.

В своей работе специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при определении нуждаемости в технических средствах реабилитации руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (далее — Перечень показаний и противопоказаний), в котором указаны медицинские показания и медицинские противопоказания по обеспечению сложной ортопедической обувью.

Если по результатам экспертно-реабилитационной диагностики при проведении медико-социальной экспертизы будут установлены медицинские показания, при отсутствии медицинских противопоказаний в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА инвалида) будет внесена рекомендация об обеспечении сложной ортопедической обуви. Рекомендации в ИПРА инвалида о нуждаемости в обеспечении сложной ортопедической обувью устанавливаются специалистами государственных федеральных учреждений медико-социальной экспертизы вносятся с учетом заключения врача — специалиста в данной области медицинской организации, либо по заключению ортопеда медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия.

О возможности присутствия на освидетельствовании инвалида детства старше 18 лет.

Согласно Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20.02.20016 № 95 медико-социальная экспертиза проводится с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

При проведении медико-социальной экспертизы должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской
деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В тоже время сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну не допускается.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами вопрос о присутствии законных или уполномоченных представителей при проведении медико-социальной экспертизы не регламентирован.

Федеральное бюро считает возможным присутствие законного, либо уполномоченного представителя при проведении медико-социальной экспертизы при письменном согласии
гражданина, имеющего инвалидность с причиной инвалидность «инвалидность с детства», при условии согласования данного вопроса с руководителем бюро, экспертного состава главного бюро, Федерального бюро и невмешательстве проведения медико-социальной экспертизы.